ИСТОРИЯ "ПЕЧАТНОГО ДВОРА"

В нескольких минутах ходьбы от станции метро Чкаловская, между Гатчинской и Ораниенбаумской улицами, среди  домов песчаных расцветок, затаились здания, минималистичный фабричный облик которых может дать подсказку об их назначении. Перед вами самая большая типография Российской империи-Печатный Двор.

«Печатный двор» в Санкт-Петербурге был создан в 1827 году по указу Николая I. К началу XX века стала ощущаться необходимость коренной модернизации типографии. Для строительства нового типографского комплекса был выделен участок на углу Гатчинской улицы (дома № 24-26) и Геслеровского переулка (ныне Чкаловский проспект, дом № 15).

Новый типографский комплекс был построен по проекту Л. Н. Бенуа при участии Л. Л. Шрётера в 1907—1910 годах. Этот участок, к началу XX века практически незастроенный, был выделен для строительства типографского комплекса в 1905 году. Перед Л. Н. Бенуа стояла сложная задача: правительство желало построить одну из крупнейших типографий мира, не уступавшую Парижской национальной типографии, и в то же время весьма сильно ограничивало архитектора в средствах. В главном здании типографского комплекса архитектор использовал кирпичный стиль в трактовке неоклассицизма. По словам историков архитектуры Б. М. Кирикова и М. С. Штиглиц.

Главный печатный цех расположился в самом центе комплекса, в котором, помимо панорамных окон, для максимальной освещенности был спроектирован стеклянный купол.

Комплекс располагал не только хорошо оснащёнными цехами, но и целым рядом социально-бытовых помещений. В большом трёхэтажном Здании рабочих организаций по Гатчинской ул. размещались общежития рабочих и учеников, амбулатория, баня, прачечная, театральный зал и потребительская лавка. Планировка зданий четкая и без излишеств. Расположение и структура помещений продиктована исключительно практичностью и требованиями к производству. Всё создавалось ради удобства рабочих : просторные залы цехов, высокие потолки, широкие окна. По своим размерам и техническому оснащению типография не имела аналогов в России. Здесь впервые были установлены линотипы (ru.wikipedia.org/wiki/Линотип), наборные машины-типографы, монотип-клавиатуры и монотипные отливные машины. Тут же, на территории комплекса, располагался жилой корпус и помещения общественного значения. Имелся и театральный зал, «где для рабочих и служащих выступали лучшие певцы и актеры города», вспоминает Д.С.Лихачев, который в 1917-1928 годах жил с родителями на втором этаже жилого флигеля по Ораниенбаумской улице 27.

Вторая очередь комплекса на углу Ораниенбаумской ул. тогда не была осуществлена. Предназначавшийся для неё участок был застроен в 1930-е годы новыми корпусами типографии, решёнными в 10стиле конструктивизма по проекту московского архитектора Бориса Великовского.

Перед войной в типографии трудилось около 3500 человек и ежегодно печаталось до миллиарда листов. Здесь над созданием газеты «Новая жизнь» работал Максим Горький. На Печатном дворе неоднократно издавались произведения писателя и по просьбе рабочих в 1936 году типографии было присвоено его имя. В годы войны работа типографии приостановилась из-за повреждения зданий от обстрелов, а часть оборудования и рабочие были вывезены в Пермь. В 1944 году, после снятия блокады, работа комплекса возобновилась, темпы и объемы печати возросли и в связи с этим было принято решение развития производства: создания поточных линий, введения новых технологий печати, механизмов переплета и упаковки гниг. Также немаловажно, что только Печатному двору доверяли публикацию полного собрания сочинений В.И.Ленина.

Решением Ленгорисполкома от 05.12.1988 № 963 Государственная типография включена в Список памятников архитектуры, подлежащих государственной охране как памятники местного значения. Ныне корпуса 4, 5, 6, 8 — памятники истории и культуры регионального значения; корпуса 1, 2, 3, 10, 11 (производственные и административные) — вновь выявленные объекты, представляющие культурную ценность.

В 2012 году, после реконструкции, в помещениях типографии расположились просторные офисы и шикарные лофты. Здесь уже находятся фотостудии, танцевальные и музыкальные школы, детские образовательные центры, ателье, мастерские, шоу-румы, бьюти-студии, а также редакция журнала Stories. Центральный же цех со стеклянным куполом занимает спортивный центр, где можно играть в мини-футбол.