История Печатного двора

Основанная в 1817 году по указу Николая I, Государственная типография ( с 1922 года-Печатный двор ) прославилась благодаря печати Свода Законов Российской империи. Основным предназначением новой типографии была печать проектов, отчетов и законодательных документов.

В начале ХХ века объем заказов возрастал быстрыми темпами, в связи с этим, в 1908-1910 х годах было решено возвести новые производственные корпуса и привлечь к проекту архитектора Л.Н.Бенуа. По его задумке теперь комплекс типографии из нескольких корпусов занимал целый квартал. Известно, что в основу проекта был положен план Парижской национальной типографии.

Главный печатный цех расположился в самом центе комплекса, в котором, помимо панорамных окон, для максимальной освещенности был спроектирован стеклянный купол. Вокруг главного цеха возвели корпуса со вспомогательными помещениями, административными конторами и складами готовой продукции.

Планировка зданий четкая и без излишеств. Расположение и структура помещений продиктована исключительно практичностью и требованиями к производству. Всё создавалось ради удобства рабочих : просторные залы цехов, высокие потолки, широкие окна. По своим размерам и техническому оснащению типография не имела аналогов в России. Здесь впервые были установлены линотипы (ru.wikipedia.org/wiki/Линотип), наборные машины-типографы, монотип-клавиатуры и монотипные отливные машины. Тут же, на территории комплекса, располагался жилой корпус и помещения общественного значения. Имелся и театральный зал, «где для рабочих и служащих выступали лучшие певцы и актеры города», вспоминает Д.С.Лихачев, который в 1917-1928 годах жил с родителями на втором этаже жилого флигеля по Ораниенбаумской улице 27.

Перед войной в типографии трудилось около 3500 человек и ежегодно печаталось до миллиарда листов. Здесь над созданием газеты «Новая жизнь» работал Максим Горький. На Печатном дворе неоднократно издавались произведения писателя и по просьбе рабочих в 1936 году типографии было присвоено его имя. В годы войны работа типографии приостановилась из-за повреждения зданий от обстрелов, а часть оборудования и рабочие были вывезены в Пермь. В 1944 году, после снятия блокады, работа комплекса возобновилась, темпы и объемы печати возросли и в связи с этим было принято решение развития производства: создания поточных линий, введения новых технологий печати, механизмов переплета и упаковки гниг. Также немаловажно, что только Печатному двору доверяли публикацию полного собрания сочинений В.И.Ленина.

В настоящее время корпуса типографского комплекса «Печатный двор» признаны памятником промышленной архитектуры в стиле модерн и находятся под защитой государства. Часть производства выведена за пределы комплекса, однако стены этих строений и по сей день сохраняют свою неповторимую атмосферу и дух места. Иной раз, когда прогуливаешься по коридорам, кажется, что ты слышишь шелест страниц и грохот печатного пресса.

В 2012 году, после реконструкции, в помещениях типографии расположились просторные офисы и шикарные лофты. Здесь уже находятся фотостудии, танцевальные и музыкальные школы, детские образовательные центры, ателье, мастерские, шоу-румы, бьюти-студии, а также редакция журнала Stories. Центральный же цех со стеклянным куполом занимает спортивный центр, где можно играть в мини-футбол.

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано admin

Добавить комментарий